КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БИЗНЕС-МОДЕЛЯХ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Дера Хассан аспирант кафедры экономики труда и управления персоналом «Уральский государственный экономический университет»

Аннотация

В статье содержится обзор наиболее значимых определений понятия «бизнес-модели» в научной литературе за последние 15 лет. Автор доказывает актуальность темы частотой запросов по тематике «бизнес-модель» в поисковых средах в Интернете и значительным увеличением количества научных статей по данной теме. Прежде всего, автор провел обзор определений понятия в хронологическом порядке. Сделан вывод, что бизнес-модели в целом можно рассматривать как концептуализацию того, как фирмы ведут бизнес. Опираясь на результаты контент-анализа определений, автор выделил шесть подходов к пониманию сущности бизнес-модели: экономический, операционный, стратегический, интегральный, структурный, системный. Далее в работе проанализированы содержание (контент) компонентов и динамические подходы к бизнес-моделям, которые отражают изменение характеристик бизнес-модели во времени. Поэтому его использование позволяет задавать (и соответственно отслеживать) динамику происходящих изменений в компонентах бизнес-модели с течением времени. Обобщены и систематизированы подходы зарубежных и российских исследователей к интерпретации ключевых понятий и категорий, применяемых при построении бизнес-моделей корпоративных структур. Этот обзор позволил предложить концептуальную структуру, которая улучшит общее понимание бизнес-модели.

Ключевые слова: бизнес-модель, подходы к определению бизнес-модели, контент бизнес-моделей, создание ценности, динамические бизнес-модели

Скачать статью