Стихина Ирина Александровна старший преподаватель кафедры иностранных языков

Аннотация

В статье рассматривается специфика медиакультуры, в которой реализуется тенденция взаимовлияния медиа информационного общества (на примере телевидения, кино) и искусств (на примере литературы). Такое взаимовлияние выражается в интермедиальности; доказывается, что трансформация интермедиальности проявляется в ее доминировании в современной культуре, что обусловлено особыми возможностями телевидения и Интернета к «слиянию» человека и искусственно созданной среды. В статье приводятся варианты классификации интермедиальности, в рамках которых выделяется транспозиция и трансмедиальность. Реализация этих явлений отслеживается в нескольких литературных произведениях малой прозы швейцарского немецкоязычного писателя Урса Видмера на примере интермедиальных компонентов, заимствованных из телевидения и кино. При этом отмечается, что некоторые из них изначально были содержательными и структурными элементами иного медиа – литературы. Указанные компоненты в текстах писателя подвергаются игровому постмодернистскому «переконструированию», «встраиванию» в иные контексты. В результате в его произведениях может возникать эффект коллажности, превалирует иронический модус художественности. Зачастую игровое использование интермедиальных компонентов служит формированию новых смысловых ракурсов. Таким образом, на примере литературы подчёркивается характерная для условий медиакультуры и постмодернизма проницаемость границ между различными медиа.

Ключевые словамедиакультура, литература, СМИ, интермедиальность, транспозиция, трансмедиальность, постмодернизм

Скачать статью