ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ В ПРОЦЕССАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕАЛИЗОВАННЫЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Тюличева Лидия Дмитриевна доцент Института проблем региональной экономики РАН

Аннотация

Объектом исследования является взаимодействие России и Германии в кадровом обеспечении экономики квалифицированными рабочими и специалистами среднего звена, а именно в развитии среднего профессионального образования в российских регионах. Предметом анализа явились сопровождающие это взаимодействие изменения институциональной среды российского среднего профессионального образования. Также рассмотрены институты международного сотрудничества ФРГ и РФ в области профессионального образования. Соответственно, концептуально-теоретическую основу исследования составили теории институциональной среды общества и ее влияния на социально-экономические процессы. В статье проанализированы два реализуемых в настоящее время проекта, целью которых является внедрение в России дуального профессионального образования. Далее авторами выявлены различия институциональной среды российского и немецкого среднего профессионального образования, сформулированы предположительные точки концентрации внимания к региональным системам профессионального образования со стороны потенциальных немецких партнеров по множеству аспектов профессионального образования, в том числе по наличию системы дуального образования в регионе. В заключении обоснована необходимость закрепления на федеральном законодательном уровне концепции дуального образования, включение термина в федеральное законодательство, разработка принципов финансирования, распределения обязанностей и прав соответствующих организаций.

Ключевые словасреднее профессиональное образование, дуальное обучение, институциональная среда, Россия, Германия.

Скачать статью